|
Интервью с художником...
Мухамед Хахандуков.
Все придет в свое время...
Мухамед Хахандуков по праву считается одним из лучших художников Карачаево-Черкесии. Он - постоянный участник
республиканских, всероссийских и международных выставок, член Правления
Союза художников КЧР, член Общественной палаты при Президенте КЧР.
Его работы пользуются широкой известностью и регулярно
приобретаются для постоянных эскпозиций российскими художественньми музеями.
И вовсе не потому, что на его картинах часто гарцуют
всадники, и прекрасные черкешенки идут по горной тропе за водой.
Суть его творчества неуловима, как сама жизнь, хотя и явственно присутствует в каждом мазке.
Может быть, дело здесь в особом мастерстве - в том, что краски на его полотнах светятся, а образы
проникают в самое сердце. А возможно, потрясает глубина внутреннего мира художника, его безграничность,
широкий разлив тем. Стили, направления, эпохи смешиваются на его палитре как краски. Реалистичные
портреты и пейзажи соседствуют с социальными фантасмагориями, сочные голландские натюрморты -
с пастельно-нежной лирикой. Многогранность творчества Мухамеда является отражением его личности
- эмоциональной, отзывчивой и в то же время философски-мудрой. Он знает жизнь во всех ее проявлениях:
ему знакомо острое счастье творчества и горький вкус выживания в мире, чуждом муз. Свой дом и мастерскую он построил
своими руками. И, вопреки расхожему мнению о неряшливости художников, в мастерской
царит необычайный порядок...
Моя жизнь с самого детства протекала на этой
улице. Я всегда жил в этом городе. В семьдесят пятом
окончил худграф и работал в разных местах: оформлял
стенды и витрины, изготовлял мебель, даже слесарем
был. Вот эта мебель, кресла и стол, сделана по моим
эскизам. Но, конечно, параллельно я всегда писал.
В своем творчестве я использую разные мотивы. На
меня оказывали влияние многие художники, я часто
менял направление. Ну, и Пикассо в разные периоды
разный. У меня был период увлечения Сальвадором
Дали, и осталось множество далианских работ. Но
это только период. Я не думаю, что надо писать всегда
в одной "тональности". Иногда заходишь в выставочный зал и видишь:
художник вдохновлен Пуссеном,
и на полотнах ничего кроме Пуссена. Хотя я отчасти
и завидую людям, которые выбрали что-то навеки
и пишут в одном ключе - в этом есть своеобразная
цельность. Но я другой. Поэтому я больше всего ценю
персональные выставки. Творчество настолько хрупкая
вещь, что на публику его выносить нужно очень грамотно
и аккуратно. Лишь когда работы в экспозиции,
они начинают светиться. Тогда возникает объемный
эффект, и художник проявляется во всех своих гранях.
По одной картине очень трудно понять, кем является
и что хочет сказать автор.
Меня вдохновляют национальные мотивы.
Но по большому счету, это не столько внешний этнос,
сколько этнический отпечаток в моем внутреннем
мире. Я в этом смысле сильно отличаюсь от Пирасмани.
Когда Пирасмани писал своих грузин, это были
всегда очень яркие, с огромными усами и носами
грузины. Мы с тех пор и грузин воспринимаем через
призму Пирасмани. В моих картинах присутствует скорее ощущение,
какими были или могли быть черкесы.
Вот картина «Покой» мне нравится. Портрет дедушки,
который был настоящим адыгом. Или эта старая
женщина, с таким властным и одновременно добрым
взглядом. Кинжалы, черкески - все это я воспринимаю
как символы исчезнувшей цивилизации. Она ушла,
и вместе с ней ушли какие-то великие, неповторимые
вещи. Что-то настоящее, чего безумно жаль.
Провинциальным художникам в каком-то плане
повезло - мегаполис может быть очень агрессивным.
Я же имею возможность работать не суетясь, потихоньку. Делаю
свое дело, без всяких регалий и лишнего официоза. Если ты
чего-то стоишь, это так или иначе проявится, известность
придет сама собой. Но сейчас такое время. Бывает что человек
еще ничего не создал, а уже бежит устраивать карьеру, кричит
о себе на каждом углу. Мне московские журналисты говорят:
расскажите о себе что-нибудь скандальное. Просто картин
недостаточно, нужен пиар в форме скандала.
Я считаю, что язык провинциального художника чище.
Коллеги в столице кажутся порой такими зашоренными,
замученными. За редким исключением, в Москве очень быстро теряют
свою первозданность, уходят в приемчики, фактуру, становятся
«художественными графоманами». Когда приезжает
провинциальный художник с брызжущими красками разница
в энергетике очень заметна.
В каждой картине сквозит мировоззрение художника.
Я раньше удивлялся, как это натюрморт может быть написан
в манере соцреализма? Но теперь знаю точно: можно так
написать, что будет ясна идеология. Никуда не денешься от себя.
Я не настолько жесткий человек, чтобы придерживаться
раз и навсегда избранного взгляда на мир, и это видно по
моим картинам. Вот взять, например, Шилова. У него одна
манера письма, одно направление. Он себя в нем нашел и
не меняется. У меня в Кабардино-Балкарии есть друг-художник,
который фанатично работает сутками, не ест мяса, и в своих
художественных поисках дошел до каких-то первичных схем
бытия. Он изначально был направлен на этот поиск и
продолжает искать, раскладывая вселенную на элементы. Больше
для него ничего не существует.
Я не могу сказать одним словом, во что верю. Думаю,
Космический дух всегда присутствует в картинах. Мы живем
в Космосе, во Вселенной. Попытка объяснить этот дух в какой-то
одной религиозной системе мне кажется нелепой.
Христианство, мусульманство - это ведь одно и то же. А у адыгов
вообще все намешано, нас нельзя воспринимать как изолированную
культуру. Что определяет человека как черкеса? Эта
философия своеобразна и не вписывается в наше время. Адыги
в древности придерживались друистического учения и до сих
пор используют в своей жизни языческие обряды. Потом они
стали христианами от Византии, а мусульманство восприняли
только частично.
Адыги самодостаточны. А художник чувствует
Первоисточник интуитивно, пытается поймать, зафиксировать
какие-то моменты, и в этом заключено его мировоззрение.
Как рождается замысел? Пути Господни неисповедимы!
Есть некий поток энергии внутри, который откликается на какую-то
идею, форму или образ. Почему Левитан плакал, попав в места
своего «Золотого плеса»? Это было созвучно его душе. Вы идете
по городу, и вдруг до вас доносится какой-то знакомый запах
из детства. И сразу - поток ассоциаций, воспоминаний, эмоций.
Почему такая связь именно с этим запахом?
У нас, художников, одна беда: возник сиюминутный замысел,
и ему сопутствует сильный всплеск энергии... Нужно его сразу
же воплотить! Но какие-то дела, суета заставляют этот замысел
откладывать на «потом». А потом - он истощается. В нем уже
нет энергии. А жалко! Художник несет какой-то тяжелый крест.
Иногда думаешь: ну, почему я должен мучиться? Можно ведь
жить спокойно! Но терзает беспокойство, необходимость бежать
к холсту. Конечно, это какие-то перекосы в психике... Никто не
может сказать, почему это происходит. Почему художника не
устраивает обычная жизнь? Ван Гог был для своего времени очень
раскованным и цельным. Дядя находил ему выгодные заказы, и
он сознательно шел по пути аскетизма и самоотречения. Как это
объяснить умом или словами, я не знаю. Есть какие-то законы
гармонии, которые художника заставляют искать; какая-то
неутоленная жажда красоты или истины.
Меня в свое время очень сильно «обтесали» учителя
и мэтры. Мою первозданную творческую энергию загнали в такие
глубины, откуда я ее извлечь уже не могу. И это трагично.
Возможно, это развило какие-то другие мои качества -
приспособительные и выживательные. Но навсегда утратилось нечто
юношеское, неземное. Юношество - вообще трагичная пора.
Эмоциональный порог очень низок. Когда твои братья по цеху
тебя топят, критикуют, говорят: «Ты что, с Марса упал?»,
опускаются руки. Но в этом есть и хорошие стороны, я это понял с годами.
Женщина, пережившая ленинградскую блокаду, однажды
сказала: «После блокады я абсолютно все явления воспринимаю
как нормальные». После бурной молодости, в свои пятьдесят
я знаю, что так или иначе все проходит. Не так уж все это и трагично.
Люди, которые боролись, прорывали стену непонимания, как ни странно,
становятся с годами такими же жесткими, прессующими следующее поколение.
Как Крамской, например, который вышел в знак протеста из Академии, а к
старости стал очень консервативным и носил мундиры.
Ван Гог мне близок, но у меня намного меньше фанатизма. Он горел.
А я строил дом с мастерской, потому что иначе в нашей республике я бы
мастерскую не получил.
Путь, которым прошли люди до нас, несравним с нашими трудностями.
Даже путь, который прошли черкесы, оказываясь порой на грани исчезновения.
Если ты жив, значит, еще не выполнил своего предназначения.
Есть известное изречение: «Не бойтесь совершенства, вам его не
достичь». Один мой приятель в поисках золотого сечения перестал рисовать,
начал чертить какие-то схемы, а потом стал шахматистом. Совершенство
не имеет никаких границ, конечных критериев. А поиск гармонии и совершенства
у человека - потребность. Я считаю, что мы - дети по сравнению с первобытным
человеком и его наскальными рисунками. В его линиях есть
первозданность. У него не было галереи готовых форм, он шел к совершенству
прямым путем, настолько эмоционально мощно, что сейчас это невозможно
представить. Но то, что человек первобытный делал незамутненным сознанием,
современный человек создает с помощью всех форм, которые были до
него. И через призму этих знаний ему нужно современным языком выразить
то древнее, неизменное, первозданное чувство...
Я не знаю конкретно, какую картину жизни хочу написать.
К ночи мозг
начинает выдавать какие-то фантастические образы, идеи... Это всегда что-то
необъяснимое, глобальное, интересное. Чувствуешь даже запах и вкус.
Страстно хочется это написать, но ночью обычно откладываешь на утро, а утром все
замутняется, бледнеет. Что-то будто шепчет: «Да что ты суетишься? Так и ум за
разум зайдет! Завтра сделаешь. Лучше сходи куда-нибудь с друзьями», и вот
я иду с друзьями... а замысел ускользнул! Но я научился относиться к этому
спокойно. Все придет в свое время...
НЕБО КУБАНИ №3 (39) / 2008
|