|
История жизни художника...
Мир художественных образов Мухамеда Хахандукова
История живописи Карачаево-Черкесии исчисляется всего несколькими десятилетиями.
С 90-х годов в Карачаево-Черкесии существует Союз художников, объединяющий художников
пяти национальностей - карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев и русских.
Перед художниками стоит важнейшая задача создания национальной школы
исследования национального характера. Мир художественных образов черкесского художника
Мухамеда Хахандукова отражает дух и характер его народа, его отношение к человеку, к жизни, к миру.
При первом же знакомстве с творчеством
Хахандукова обращает на себя внимание его стремление философски осмыслить и выразить в символических образах
духовный мир черкесского народа, воссоздать во времени преемственность прошлого и настоящего.
В его живописных работах ощутим опыт европейского искусства и освоение мифоэпических традиций черкесов.
На путь постижения национального бытия в лицах
и образах Мухамед Хахандуков вступил под воздействием атмосферы, окружавшей его с детских лет. Его дедушка -
представитель княжеского рода Хахандуковых, именем которых назывался аул Хьэгъундыкъуей
(Хахандуковский) - ныне аул Али-Бердуковский, где в 1952 году родился Мухамед. Хахандуковы были
известны как род конезаводчиков. У них была своя порода лошадей (хьэгъундокъуэ пэху), свое клеймо.
Взгляд пытливого мальчика, мир его души формировался и под воздействием хабаров (сказаний),
которые рассказывал сыну Рамазан Хахандуков, талантливый черкесский поэт и журналист.
Рамазан знал множество черкесских легенд и преданий о знаменитых наездниках,
о благородных абреках. Он хорошо исполнял исторические
песни о знаменательных событиях, о героях, прославивших себя,
защищая отчизну. В душе будущего художника
возникло желание взглянуть на бытие черкесов сквозь
призму времен, воссоздать с помощью кисти и красок образ Сосруко,
черкесского Прометея.
Отправившись в путешествие по тропам истории своего народа,
М. Хахандуков по традиции выбрал для себя
верного друга - скакуна породы Хахандуковской. Отсюда
его непреходящий интерес к лошадям. Изображение всадника
и верного коня, устремленного, как и нартский богатырь,
ввысь, становится знаковым в произведениях художника.
Черкесский всадник как философский образ - символ,
означающий традиционное благопожелание «Быть всегда
в седле», - в картине «Черкесский всадник» наиболее полно
выражает и обобщает философскую и тематическую
направленность и проблематику многожанрового и многоаспектного
творчества художника Мухамеда Хахандукова.
Об этом свидетельствуют и такие полотна художника,
как «Предания старины», «Дорога в Стамбул», «Гонец»,
«Горы», «Флейта», «Хумара». Примечательна картина
«Бабушкин платок». В ней отражена символика женского
платка, олицетворяющего место и роль женщины в жизни
черкесов. Это женщина-мать, от молока которой все живое
на земле, женщина-воспитательница, советчица, хранительница
очага. Не случайно картина «Бабушкин платок» - работа 2003 года
- была отобрана в постоянную
экспозицию Северо-Кавказского филиала государственного музея
народов Востока в гор. Майкопе.
Начиная с 1989 года самобытное, отмеченное яркой
печатью индивидуальности творчество Мухамеда Хахандукова
регулярно представлялось на выставках. Картина
«Черкесы на охоте» находится в коллекции короля Иордании,
а полотно «Черкесский воин» - в личной коллекции принца Иордании.
Представить жизнь народа во всей полноте бытия, в связи вчерашнего
и сегодняшнего дают возможность
произведения художника, воссоздающие образ нашего
времени. Автопортретом художника начинается серия образов
наших современников. Наиболее яркий из них представлен
в картине «Портрет народного поэта КЧР Керима
Мхце». Примечательно полотно "На полевом стане" (1987),
приобретенное в фонд Союза художников СССР.
Творчество М. Хахандукова успело получить общественныи резонанс,
хотя все еще недостаточно осмыслено
профессиональной критикой. Между тем почерк и стиль
М. Хахандукова органически вписывается в общеадыгский мировоззренческий
контекст, обусловленный национально-художественными традициями адыгов.
Посетив одну из выставок М. Хахандукова в Майкопе,
Леонид Бабаян так передал свои ощущения: «Мухамед
Хахандуков - утонченный эстет, по-своему ощущающий
национальный колорит. Он романтик и слит с семьей, родом.
Его картины «Мой дедушка», «Бабушкин платок»
выполнены в теплой, охристой, пронизанной золотом гамме,
в них свет заложен, и свет они излучают, светом согревают.
Глубинные пласты исторической национальной
памяти Мухамедом переживаются через современное мироощущение звонко,
в живописи - почти до акварельности
лирично. Главная его тема - неразделенность прошлого и
современного».
В картине «Ветреный день», в образе оголенного ветром
древа жизни адыгов, символе осиротевшей земли,
выражена трагедия изгнания.
На вопрос о том, какого направления в живописи он
придерживается, художник ответил: «У меня нет определенного
направления. Я считаю, что каждый человек должен соответствовать
своему времени. В какой бы манере
ты ни писал, твое мировосприятие, твой способ отображения
действительности не меняется. Мы оказались у порога, где
образность стала важнее всего». В 2003 году на
открытии персональной выставки М. Хахандукова были
представлены лучшие полотна автора, в том числе «Вечер
в ауле», «Осень», «Портрет матери», «Черкесы на охоте»,
«Предания старины». Историческая тема занимает в
творчестве художника важное место. В картинах «Плач»,
«Дорога в Стамбул» и других запечатлены несгибаемость духа
побежденного, но непокоренного народа, трагические
страницы истории адыгов, связанные с Кавказской войной.
Сотрудник института этнологии и антропологии имени
Н. Н. Миклухо-Маклая, автор монографического исследования
проблем этнической идентичности и этнической мобилизации
в современном искусстве народов России С. М. Червонная написала:
«При любых оттенках
эмоционального переживания того, что случилось с народом,
что им обретено или утрачено, искусство романтического,
идеализирующего направления апеллирует к
классическим идеалам доблестного и прекрасного, которые
получают воплощение в героических портретах, в величественных
пейзажах родной земли, в сказочных картинах далекого прошлого.
Даже трагедии этого прошлого
в свете романтической ностальгии кажутся величественными и благородными.
Вспомним в этой связи по-своему поразительную картину
черкесского художника М. Хахандукова «Дорога в
Стамбул» (1993). Едва ли не впервые в истории черкесского
искусства обратившись к великой национальной трагедии
махаджирства, художник всеми средствами пейзажной панорамы:
изломом скал, глубиной трещин земной
поверхности, тяжестью грозного неба, распростертого над
этой землей, контрастом величавых форм природы с хрупкой
цепочкой всадников - создал величественный реквием тем,
кому не дано было вернуться. Сама природа как
бы славит их мужество и оплакивает их исход, и раскаленные
солнцем, отесанные ветрами камни на бесконечно
долгой и горькой «дороге в Стамбул» рассыпаны, словно
памятники тем, кто ушел навсегда, словно их окаменевшие в горе души».
Время предстает в картинах М. Хахандукова в уроках
истории: картины «Безумные времена», «Набат», «Алчность»,
«Старые камни», «Флейта», «Лунное безумие»,
«Горы и люди», «Гонец» помогают восстановить историческую память народа.
Наряду с живописью М. Хахандуков занимается иллюстрированием книг.
Ему интересно оформлять книги
поэтов. Он использует перо (тушь), акварель, офорт.
Природный дар художника позволяет М. Хахандукову
добиваться успеха и в дизайне мебели: за комплекты
«Весна». «Гермес» и «Хетт» он удостоен награды на VIII
Международной выставке <Мебель-96».
Мухамеду Хахандукову 50 лет, он в зените вдохновенного творчества.
Его кредо - «увидеть, раскрыть сущность
человека». Концепция человека в творчестве Хахандукова
сродни обшеадыгской концепции, выраженной в понятии человечность.
М. Хахандуков сумел нарисовать портрет представителя
своего народа как носителя и выразителя его высоких
духовных качеств.
|