Виртуальная картинная галерея / Art Gallery
     художника Мухамеда Хахандукова

 

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 
 
 

     История жизни художника...   

Мир художественных образов Мухамеда Хахандукова    

         История живописи Карачаево-Черкесии исчисляется всего несколькими десятилетиями. С 90-х годов в Карачаево-Черкесии существует Союз художников, объединяющий художников пяти национальностей - карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев и русских. Перед художниками стоит важнейшая задача создания национальной школы исследования национального характера. Мир художественных образов черкесского художника Мухамеда Хахандукова отражает дух и характер его народа, его отношение к человеку, к жизни, к миру.
         При первом же знакомстве с творчеством Хахандукова обращает на себя внимание его стремление философски осмыслить и выразить в символических образах духовный мир черкесского народа, воссоздать во времени преемственность прошлого и настоящего. В его живописных работах ощутим опыт европейского искусства и освоение мифоэпических традиций черкесов.
         На путь постижения национального бытия в лицах и образах Мухамед Хахандуков вступил под воздействием атмосферы, окружавшей его с детских лет. Его дедушка - представитель княжеского рода Хахандуковых, именем которых назывался аул Хьэгъундыкъуей (Хахандуковский) - ныне аул Али-Бердуковский, где в 1952 году родился Мухамед. Хахандуковы были известны как род конезаводчиков. У них была своя порода лошадей (хьэгъундокъуэ пэху), свое клеймо.
         Взгляд пытливого мальчика, мир его души формировался и под воздействием хабаров (сказаний), которые рассказывал сыну Рамазан Хахандуков, талантливый черкесский поэт и журналист. Рамазан знал множество черкесских легенд и преданий о знаменитых наездниках, о благородных абреках. Он хорошо исполнял исторические песни о знаменательных событиях, о героях, прославивших себя, защищая отчизну. В душе будущего художника возникло желание взглянуть на бытие черкесов сквозь призму времен, воссоздать с помощью кисти и красок образ Сосруко, черкесского Прометея.
         Отправившись в путешествие по тропам истории своего народа, М. Хахандуков по традиции выбрал для себя верного друга - скакуна породы Хахандуковской. Отсюда его непреходящий интерес к лошадям. Изображение всадника и верного коня, устремленного, как и нартский богатырь, ввысь, становится знаковым в произведениях художника.
         Черкесский всадник как философский образ - символ, означающий традиционное благопожелание «Быть всегда в седле», - в картине «Черкесский всадник» наиболее полно выражает и обобщает философскую и тематическую направленность и проблематику многожанрового и многоаспектного творчества художника Мухамеда Хахандукова.
         Об этом свидетельствуют и такие полотна художника, как «Предания старины», «Дорога в Стамбул», «Гонец», «Горы», «Флейта», «Хумара». Примечательна картина «Бабушкин платок». В ней отражена символика женского платка, олицетворяющего место и роль женщины в жизни черкесов. Это женщина-мать, от молока которой все живое на земле, женщина-воспитательница, советчица, хранительница очага. Не случайно картина «Бабушкин платок» - работа 2003 года - была отобрана в постоянную экспозицию Северо-Кавказского филиала государственного музея народов Востока в гор. Майкопе.
         Начиная с 1989 года самобытное, отмеченное яркой печатью индивидуальности творчество Мухамеда Хахандукова регулярно представлялось на выставках. Картина «Черкесы на охоте» находится в коллекции короля Иордании, а полотно «Черкесский воин» - в личной коллекции принца Иордании.
         Представить жизнь народа во всей полноте бытия, в связи вчерашнего и сегодняшнего дают возможность произведения художника, воссоздающие образ нашего времени. Автопортретом художника начинается серия образов наших современников. Наиболее яркий из них представлен в картине «Портрет народного поэта КЧР Керима Мхце». Примечательно полотно "На полевом стане" (1987), приобретенное в фонд Союза художников СССР.
         Творчество М. Хахандукова успело получить общественныи резонанс, хотя все еще недостаточно осмыслено профессиональной критикой. Между тем почерк и стиль М. Хахандукова органически вписывается в общеадыгский мировоззренческий контекст, обусловленный национально-художественными традициями адыгов.
         Посетив одну из выставок М. Хахандукова в Майкопе, Леонид Бабаян так передал свои ощущения: «Мухамед Хахандуков - утонченный эстет, по-своему ощущающий национальный колорит. Он романтик и слит с семьей, родом. Его картины «Мой дедушка», «Бабушкин платок» выполнены в теплой, охристой, пронизанной золотом гамме, в них свет заложен, и свет они излучают, светом согревают. Глубинные пласты исторической национальной памяти Мухамедом переживаются через современное мироощущение звонко, в живописи - почти до акварельности лирично. Главная его тема - неразделенность прошлого и современного».
         В картине «Ветреный день», в образе оголенного ветром древа жизни адыгов, символе осиротевшей земли, выражена трагедия изгнания.
         На вопрос о том, какого направления в живописи он придерживается, художник ответил: «У меня нет определенного направления. Я считаю, что каждый человек должен соответствовать своему времени. В какой бы манере ты ни писал, твое мировосприятие, твой способ отображения действительности не меняется. Мы оказались у порога, где образность стала важнее всего». В 2003 году на открытии персональной выставки М. Хахандукова были представлены лучшие полотна автора, в том числе «Вечер в ауле», «Осень», «Портрет матери», «Черкесы на охоте», «Предания старины». Историческая тема занимает в творчестве художника важное место. В картинах «Плач», «Дорога в Стамбул» и других запечатлены несгибаемость духа побежденного, но непокоренного народа, трагические страницы истории адыгов, связанные с Кавказской войной.
         Сотрудник института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая, автор монографического исследования проблем этнической идентичности и этнической мобилизации в современном искусстве народов России С. М. Червонная написала: «При любых оттенках эмоционального переживания того, что случилось с народом, что им обретено или утрачено, искусство романтического, идеализирующего направления апеллирует к классическим идеалам доблестного и прекрасного, которые получают воплощение в героических портретах, в величественных пейзажах родной земли, в сказочных картинах далекого прошлого. Даже трагедии этого прошлого в свете романтической ностальгии кажутся величественными и благородными.
         Вспомним в этой связи по-своему поразительную картину черкесского художника М. Хахандукова «Дорога в Стамбул» (1993). Едва ли не впервые в истории черкесского искусства обратившись к великой национальной трагедии махаджирства, художник всеми средствами пейзажной панорамы: изломом скал, глубиной трещин земной поверхности, тяжестью грозного неба, распростертого над этой землей, контрастом величавых форм природы с хрупкой цепочкой всадников - создал величественный реквием тем, кому не дано было вернуться. Сама природа как бы славит их мужество и оплакивает их исход, и раскаленные солнцем, отесанные ветрами камни на бесконечно долгой и горькой «дороге в Стамбул» рассыпаны, словно памятники тем, кто ушел навсегда, словно их окаменевшие в горе души».
         Время предстает в картинах М. Хахандукова в уроках истории: картины «Безумные времена», «Набат», «Алчность», «Старые камни», «Флейта», «Лунное безумие», «Горы и люди», «Гонец» помогают восстановить историческую память народа.
         Наряду с живописью М. Хахандуков занимается иллюстрированием книг. Ему интересно оформлять книги поэтов. Он использует перо (тушь), акварель, офорт.
         Природный дар художника позволяет М. Хахандукову добиваться успеха и в дизайне мебели: за комплекты «Весна». «Гермес» и «Хетт» он удостоен награды на VIII Международной выставке <Мебель-96».
         Мухамеду Хахандукову 50 лет, он в зените вдохновенного творчества. Его кредо - «увидеть, раскрыть сущность человека». Концепция человека в творчестве Хахандукова сродни обшеадыгской концепции, выраженной в понятии человечность.
         М. Хахандуков сумел нарисовать портрет представителя своего народа как носителя и выразителя его высоких духовных качеств.

 


Hosted by uCoz