Виртуальная картинная галерея / Art Gallery
     художника Мухамеда Хахандукова

 

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 
 
 

    Вглядываясь в чарующие полотна Хахандукова, невольно ловишь себя на   
том, что слышишь музыку. Этим волшебством возвышенной мелодии, созвучной   
с древними эпическими напевами, насыщено каждое произведение художника.  

Симфония красок:    

        Говорить о чувствах, волнующих нас при соприкосновении с произведениями высокого искусства, невероятно сложно. Гармония цвета, музыки и поэтического слога воздействуют на человеческое сознание, наверное, так же, как и Божественная молитва. И, быть может, поэтому нас влекут к себе храмы, музеи, театры и вернисажи, где утомленная душа ищет отдохновения и порой находит.
        В течение февраля месяца в трех залах выставочного комплекса республиканского музея царила атмосфера духовного откровения, звучавшая с живописных полотен человека-творца, художника Мухамеда Хахандукова.
        Сам автор этих творений как человек прост и скромен, немногословен в общении, а глаза его лучатся улыбкой мудреца. Так он смотрит с автопортрета, и все тот же проникновенный взгляд на портретах его бабушки и матери.
        Вглядываясь в чарующие полотна Хахандукова, невольно ловишь себя на том, что слышишь музыку. Этим волшебством возвышенной мелодии, созвучной с древними эпическими напевами, насыщено каждое произведение художника, будь то реалистические пейзажи с горделивыми всадниками на гарцующих конях или сюрреалистические композиции. Стиль изобразительного мастерства этого живописца неподражаемо индивидуален. Легкие движения хахандуковской кисти подобны парению дирижерской палочки в руках большого мастера, в его работах нет нарочитой национальной колористики, которая порой превалирует у иных авторов. Почерк Хахандукова спокоен и ровен, как дыхание спящего младенца, но за этой уравновешенностью цветовых нюансов кроется мощь темперамента. Это ощущается в таких картинах как "Нарцисс", "Горянка", "Сон", "Горец", "Закат". По особенному пронзителен внутренним психологическим напряжением портрет народного поэта Карачаево-Черкесии Керима Мхце. Образ стихотворца-мыслителя, написанный в нежно-небесных тонах, будто соткан из воздуха. Кто знал Керима, без всякого сомнения, почувствует рядом с собой присутствие души поэта, души страждущей, незащищенной, обнаженной перед всеми стихиями и ранимой. В ней боль, и нежность, и любовь ко всем живущим на земле. Одухотворенный портрет Керима Мхце вселяет веру, что он не покинул нас навсегда, он где-то рядом и даже слышен его тихий голос. И в этом великий талант художника Мухамеда Хахандукова. Привлекательны своим композиционным решением и философским содержанием картины "Полдень", "Аул Псыж", "Хумара", "Вечерний аул". Простые на первый взгляд незамысловатые сюжеты на самом деле наполнены жизнью, которая ощущается в колыхании ветвей на деревьях, в глубинном дыхании земли и даже в вековых булыжниках каменного забора.
        Человек и природа в работах Хахандукова неразрывны. Таков портрет деда художника. От внешне сурового облика старца веет духовной теплотой и неистребимой верой холмистого пейзажа он сам подобен скалистой вершине", кик единая часть нашей кавказской природы, и олицетворят собой непокоримый дух национального характера народа, к которому принадлежит. Род черкеса Мухамеда Хахандукова ведет свое начало от корней древней княжеской фамилии Хахандуковых с Большой Кабарды. В начале XIX века прадед художника, покинув землю предков, основал один из первых черкесских аулов в долине реки Малый Зеленчук. В двадцатые годы, во время становления Советской власти в наших краях, аул Хахандуковский был переименован в аул Али-Бердуковский. Мухамед практически не жил в ауле своего деда, он родился и вырос в городе Черкесске. Но красоту природы умеет не только ценить, но и мастерски отображать своим высоким талантом.
         Его отец Рамазан Магометович Хахандуков был известен как журналист, до конца своих дней проработавший в редакции черкесской газеты. Он также был талантливым драматургом и искусным рисовальщиком. Мухамеду от отца сполна передались его пытливый ум и особенность характера - быть неравнодушным к окружающему миру. В одном из романов известного немецкого писателя Эриха Марии Ремарка сказано, что об искусстве говорить невозможно, его надо чувствать. Персональная выставка художника Мухамеда Хахандукова эту истину подтверждает симфонией красок искренно и убедительно. Сам факт плодотворного существования столь значительных талантов, как Хахандуков и других ярких творческих личностей в среде народов нашей многонациональной республики, говорит о многом. Ведь по большому счету именно такие люди, как безвременно ушедшие от нас Муса Батчаев, Сергей Никулин, Мухамед Нахушев, Керим Мхце, Кельдихан Кумратова и многие другие, и ныне здравствующие созидатели духовных благ, составляют наш с вами золотой генофонд, ибо нет ничего более ценного для человечества, чем сохраненная и развивающаяся вековая духовность предком, прорастающая цветами добра в сердцах потомков.

Юрий ШИДОВ    
Журнал "Черкесия" выпуск №1
  перейти к источнику    

 

 

 


Hosted by uCoz